23 июня 2018, 07:02
  • USD 1,99
  • EUR 2,33
  • RUB 0,03
  • UAH 0,07

Гомельский граффити-художник: «На граффити можно заработать кучу денег!»

В разряд современного искусства сейчас можно смело отнести не только знаменитые полотна или завораживающие архитектурные строения, но и еще не всеми признанные художественные работы, скажем так, более мелкой пробы. Это и татуировки, и шаржи, и дизайн интерьера. Ну и, конечно же, граффити. Правда, к такому виду самовыражения люди относятся по-разному. Да это и не мудрено, ведь одни фоткают граффити-рисунки и восторженно хвалят авторов, а другие активно собирают подписи на закраску этого, по меньшей мере, акта вандализма.

Сам термин "граффити" происходит от итальянского "graffito" и переводится как "нацарапанный" или "писать каракули". Первоначально это понятие относилось к древним надписям и употреблялось историками и археологами. Такое граффити, как мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке в период движения "хип-хоп", и являлось частью этой культуры. Есть, конечно, среди граффитистов и "чистые" художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Однако немало граффитистов не столько творили, сколько хулиганили, компенсируя отсутствие мастерства и вкуса дерзостью.

Кстати о дерзости. Ребята, которые рисуют в этом стиле, обижаются, когда их называют «граффитисты». Для них слово «граффитист» - это что-то вроде оскорбления. Сами себя они называют «граффити-художники». Пожалуйста, как вам будет угодно. Не хочется быть в числе тех, кто легко может обидеть художника…

Сегодня kamora.by беседует с одним из гомельских граффити-художников. Прошу любить и жаловать – Саша, мастер по граффити-рисункам, главная цель в жизни которого – обрести независимость и свободу.


- Привет, Саш! Для начала расскажи, что ты закончил? Есть ли у тебя специализированное образование?

- Я закончил «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов». Учился на исполнителя художественно-оформительских работ, если говорить проще – это некое «совковое» граффити. Это была первая ступень моего образования. Дальше я пошел учиться на дизайнера интерьера. Проучился полгода и понял – это полная «лажа». Вместе с товарищем я ушел из колледжа, недолго поработал и через полгода меня забрали в армию.

- Обычно у художников тяга к рисованию проявляется с самого детства, все что-то пытаются «чирикать», но многие забрасывают эту затею… Как давно ты взял в руки карандаш и бумагу?

- У меня есть воспоминания еще с детского сада, когда надо было нарисовать аккуратный ровный горшочек и я старательно выводил линии. Наверное, в детстве все что-то срисовывали… Мне было интересно, но всерьез я этим не занимался. В 8 классе начал посещать художественную школу. Тогда я рисовал, но не осознанно. Я не думал заниматься этим профессионально. Если б я тогда трудился усердней, сейчас бы достиг куда большего успеха.

- А когда началось твое увлечение граффити?

- Именно граффити стал увлекаться еще в классе 7. Видел на одном из фестивалей в Гомеле росписи стен, после этого стал детально изучать это направление. Долгое время был скорее граффити-документалистом. Много чего знал, но это была скорее теория. В Италии в подземном туннеле однажды наткнулся на граффити. Именно это и произвело на меня сильное впечатление. У них культура в этом плане очень развита. И тогда я подумал: «Вау! А что это такое?!» С того момента начал срисовывать с флаеров рисунки граффити.

- Получается, что твой путь к граффити еще начался в садике… А ты быстро осознал, что граффити – это твое?
- После армии год я не знал, что хочу делать. И вот только пару лет назад стал серьезно заниматься граффити. Сейчас работаю сам на себя. Главная цель в моей жизни – это свобода!

- А раньше, выходит, приходилось быть птицей подневольной и зависеть от кого-то?

- Да, полгода работал в компании «Фреш дизайн». Эта фирма была неким посредником между заказчиком граффити и художниками. Например, рисунок набережной напротив медколледжа – это моя работа. Но достаточно быстро я понял, что не хочу зависеть от работодателя и ушел в сольное плавание.

- И в каких же ты стилях сейчас «сольно плаваешь»?

- Я рисую в разных стилях – графика, шрифты, в основном. Реализм вообще не люблю, этот стиль передает то, что ты видишь, здесь больше техническая работа. Больше увлекаюсь графикой и продаю их на стоках. Когда работал во «Фреше», рисовал и машины, и людей, и животных, и интерьеры. Но мне было не интересно это. Меня привлекает абстрактность – что-то нереальное, то, что нельзя увидеть, а только придумать.

- А 3D картинки рисуешь?

- 3D картинки не рисую, это похоже на реализм, который я не люблю. Хотя раньше много рисовал трехмерные граффити.

- Часто импровизируешь или в граффити нет фристайла?

- Сначала все рисую на бумаге, фристайлом (импровизация) никогда не делаю. Это сложно. У меня еще не достаточный уровень мастерства, чтобы выдавать крутые идеи сходу. Не хочу опозориться перед самим собой. Обычно большинство заказчиков просят природу, пейзажи. Но для меня это слишком заезженная тема. Люди в другом плане мыслить не хотят – им только березки подавай.

- Кстати, а много вообще заказов?

- Мне частенько сейчас предлагают рисовать за деньги, но мне многое не интересно, опять же, из-за природы и березок. У меня и много времени особо нет, я много чем увлекаюсь и стараюсь интеллектуально развиваться.

- А были какие-то необычные заказы? Не природа и пейзажи?

- Однажды летом я рисовал какой-то шрифт и ко мне подъехал ОМОН на бусе. Долго просто наблюдали в окно, потом один позвал меня и говорит: «Можешь мне за деньги что нибудь нарисовать? На даче хочу шрифты, что-то в стиле граффити» В итоге взял мой номер, но так и не перезвонил.

- Да…. Интересно, получить заказ от силовых структур, наверное, что-то наподобие пика карьеры. А вообще власти как относятся к граффити-художникам?

- На заборах и в первом попавшемся месте рисовать нельзя, за это очень сильно наказывают и быстро вычисляют. Местные власти привлекают к ответственности только тех, кто рисует на запрещенных местах. С этим очень строго. Я рисую обычно там, где можно. У нас в стране таких мест совсем немного. Даже когда рисуешь на разрешенных объектах, бывает, милиция все равно забирает и выясняет что к чему.

Кстати, в Беларуси незаконных граффити-художников или тех, кто так себя называет, обрисовывая ночью роллеты, очень строго наказывают. По статье 341 УК Республики Беларусь «Осквернение сооружений и порча имущества» - осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления — наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев. В зависимости от суммы причиненного ущерба, горе-граффити-художники могут лишить свободы на срок от трех до двенадцати лет!

Кажется даже удивительным тот факт, что за, на первый взгляд, безобидный рисунок, в неположенном месте смелый и наверняка очень талантливый художник может заработать даже уголовное дело и лишиться свободы на три года, а то и дольше.

- Саш, раз это такая строгая и, в некотором смысле, запретная тема, твои родители не против того, что ты занимаешься граффити?

- Родители относятся нормально. Мама, правда, немного старых взглядов, для нее человек, который не ходит на работу вроде как не работает вообще. Для нее, не работая у станка, не заработаешь денег. Она утверждает, что если ты уже начал чем-то заниматься, то должен сразу заработать много денег. А если топчешься на месте, то это не твое – иди на завод. Для мамы это за гранью понимания.

- К теме заработка. Сколько в среднем стоить нарисовать картинку в стиле граффити?

- Краска сейчас очень дорогая. Баллон одного цвета стоит в среднем 100 000. Базовая палитра это 10 цветов – в итоге сумма 1 млн. Перед покраской, предположим, бетонной стены надо еще грунт наложить, поскольку бетон очень сильно впитывает краску. Это еще одна статья расходов. За среднюю бетонную плиту я бы взял около 100 долларов вместе с краской и грунтом. При комфортных условиях работы можно нарисовать картинку за 2-3 дня.

- И долговечна такая работа? Не смоется ли все после первого дождика?

- Если краска испанская или немецкая, то работа может висеть лет 10. С каждым годом будет становиться прекрасней и душевней смотреться!

- Какой самый большой объект ты разрисовывал?

- Самый большой объект – это в парке высоких технологий в Минске рисовали стену под кирпич в стиле лондонских улиц квадратурой около 150 метров. Вместе с товарищем нарисовали за 2 недели – это очень быстро.

- А насколько важно правильно подобрать поверхность для граффити? Или подойдет все, что первое попадется под руку?

- Под рисунок граффити подойдет все, главное загрунтовать. На рельефных плитах не удобно рисовать, да и работа смотрится не идеально. Единственное необходимое условие – это официальное разрешение. Но так просто никто не разрешает рисовать. Я показывал свое творчество многим организациям, но мои нестандартные задумки совсем не хотят одобрять. А вот на березки и природу легко договориться, особенно если бесплатно.

- И часто ты бесплатно рисуешь?

- Если мне предлагают очень интересные проекты, то готов даже бесплатно это сделать. Если, опять же, одна природа или реализм – то не берусь даже за деньги.

- Саш, вот ты как человек, который рисуешь граффити за деньги, расскажи, можно ли свое увлечение уличными рисунками трансформировать в постоянный источник заработка? Или художник всегда должен быть голодным?...

- Заработать на этом можно кучу денег!

 

- Вот это неожиданность! Поделишься с простыми обывателями и просто желающими получать плату за свое творчество секретами заработка на граффити?

- Обычно художники начинают получать заказы по сарафанному радио, если ты хорошо рисуешь, то про тебя обязательно расскажут. Можно оформить себя как ИП и подавать рекламу, но у нас таких одиночек немного. Если хочешь зарабатывать, то нужно общаться в определенных кругах, много рисовать (бесплатно и за деньги) и тогда тебя заметят. Это закон жизни. Если будешь себя активно рекламировать – выстрелит очень быстро. О тебе рано или поздно узнают, если ты крутой художник.

- А есть ли фестивали граффити, где можно показать себя и свои работы?

- Я принимал участие в различных фестивалях, как-то мы ездили даже на «Три сестры». Было и много мелких конкурсов, но обычно мало кто себя показывает, просто рисуют и все. Все матерые граффити-художники постепенно переходят на стоки, рисуют графику, татуировки. Молодых много, но толковых мало.

- А почему мало? Это настолько тяжелое ремесло?

- Конечно, особенно с точки зрения технического мастерства. Все обучаются по-разному, но совершенству нет предела. Я тоже мастерски не владею этим, поскольку это очень сложный инструмент. К тому же, бывают разные уровни сложности. К примеру, реализм баллонами легче рисовать, чем тонкие линии по контуру в стиле леттеринга (шрифты и всевозможные надписи – прим. ред.).

- Так значит и образование нужно специализированное?

- Образование вообще не нужно! Хотя если есть теоретические знания по рисунку и практические навыки, то гораздо проще. Пригодятся только академическая живопись, графика, рисунок. Если тебе нравится этот стиль, ты практикуешься. Это как спорт – если будешь каждый день этим заниматься, то будешь все лучше и лучше. Но есть люди особо одаренные, которые с нуля дома рисуют, и у них получается не хуже, чем у людей с образованием.

 - А что же вдохновляет граффити-художников? Сложно просто так заставить себя каждый день практиковаться…

- Вдохновляет все что угодно. Я, например, получаю новый заряд для творчества благодаря современным художникам, музыке, архитектуре, с помощью различных цветов и их сочетаний. В голове моментально выстраивается образ будущей композиции. Вообще, это сложный механизм.

- Но ведь частенько творческая среда ищет вдохновение в альтернативных источниках – алкоголь…

- Алкоголь тоже может побудить к творчеству. Каждый вдохновляется как может, кому как нравится. Я веду здоровый образ жизни.

- Каждый художник, будь то портретист или дизайнер, в своих работах несет определенный посыл, преследует цель. Ты что-нибудь хочешь передать своим творчеством?

- У меня нет определенной цели. Я рисую то, что мне нравится, и стараюсь передать то, что я сам вижу и чувствую. Я никому ничего доказывать не хочу. Кому нравится мои рисунки, кому нет – их личное дело.

- Действительно, отношение к граффити-художникам у всех разное. А для тебя граффити – это что?

- Граффити – это искусство. Легальное оно или нет. В этом есть своя эстетика. Даже надписи маркером иногда очень красиво выстраивают с точки зрения композиции.

- Поделись опытом, как стать мастером в граффити? Есть ли какой-то рецепт успеха?

- Много практики, желательно каждый день. Нужно никогда не сдавать и позволять себе ошибаться. Многие боятся что-то делать из-за боязни неудачи, поэтому у них вырабатывается стоп в прогрессе. Можно иногда даже убедить себя в том, что ты уже потерпел поражение и тебе будет легче это делать. Черты характера здесь не играют никакой роли. Есть художники глубоко замкнутые в себе люди, но они безумно талантливы. Это все очень индивидуально. Нет шаблонного секрета успеха для всех. Главное делать так, как чувствуешь…

Конечно же, официально граффити никогда не станет в один ряд с древней архитектурой, живописью или даже музыкой. Но то, что это один из самых популярных способов самовыражения для художников – факт неоспоримый. К тому же, в последнее время все чаще можно увидеть граффити, которые по праву заслуживают называться гениальными и высокопрофессиональными. Вопрос, правда, в том, насколько долго это произведение искусства будет радовать воображение обывателей… Или на оригинальное яркое граффити на здании моментально повесят ярлык «акт вандализма и хулиганства». Ну что ж, время покажет.

Евгения КРЕЩУК

 


Предложить идею для обзора
Добавлено: 02.05.2016


Написать комментарий:
Добавить
объявление
Наверх